Самым главным шинным правилом, которое требуется неукоснительно соблюдать, является то, что в зимнее время необходимо ездить на зимних шинах, а в летнее – на летних. Универсальных всесезонных автопокрышек в природе просто не бывает.
Но у протектора бывает рисунок, который может в определенном смысле считаться универсальным. Но только от рисунка шин мало что зависит, главное – это состав резины, конструкция каркаса и протектора, количество слоев в нем, их состав и многие другие параметры. Зимние и летние шины отличаются как раз именно по этим параметрам.
Зимние покрышки изготавливают из мягкой резины. Она не затвердевает при отрицательных температурах и ламели в протекторе, последовательно смыкаясь при качении шины, позволяют уверенно двигаться на льду за счет эффекта присоски. А самые современные и высокотехнологичные модели кроме этого, способны впитывать и отводить микрослой водяной пленки, находящийся на поверхности льда. Именно он - "смазка" и причина явления скольжения.
Для зимнего периода иногда следует вибирать шины со специальными шипами, которые обладают противоскользящими свойствами. Но если в ваши планы не входит езда по загородным дорогам, то шиповка совершенно не обязательна. Для городских дорог она даже вредна, поскольку такие дороги расчищают и езда будет происходить по асфальту либо снежно-солевому месиву. Известно, что шипованные шины на очищенном асфальте держаться хуже, чем нешипованная резина.
Летние же шины имеют совершенно другие задачи. Они должны обеспечить отличный уровень сцепления с поверхностью дороги при высоких температурах (летом асфальт нагревается до +60С и выше) - не "плыть", гарантировать надежную управляемость и устойчивость автомобиля в поворотах, противостоять эффекту аквапланирования, не шуметь, иметь низкое сопротивление качению, медленно изнашиваться и тд.
Все это ясно дает понять, что подходы при проектировании и создании зимних и летних шин кардинально отличаются.
Кроме того, все многообразие шин можно поделить на радиальные и диагональные, бескамерные и камерные. Радиальные шины комфортабельнее и мягче, чем диагональные. Также радиальные покрышки экономят топливо, за счет низкого сопротивления качению. Благодаря меньшему боковому уводу они гарантируют лучшую управляемость. Срок службы у них заметно дольше. Но всевозможные порезы и удары они переносят хуже, чем диагональные, и на плохих автодорогах их прочности бывает недостаточно.
Бескамерные шины за счет внутренней поверхности, покрытой специальной мягкой резиной, гарантируют на ободе герметизацию покрышки. К тому же бескамерные шины намного легче, чем камерные и при проколе "спускают" намного медленнее. Но для монтажа таких шин потребуется наличие специального оборудования, именно поэтому в случае неожиданного прокола, отремонтировать такую шину в полевых условиях будет очень сложно.