Балансировка автомобильных шин… казалось бы, что здесь сложного? Обычно этот процесс не особенно интересует водителей. Пришло время сезонной смены шин – приехал на шиномонтаж, “переобулся”, “отбалансировался” и благополучно забыл обо всем этом. Вопросы и трудности возникают когда их совсем не ждешь.
Банальный пример – появление вибрации на руле на скорости обычно чуть более ста километров в час. При этом она может проявляться сильнее или слабее, при наборе скорости пропадать или наоборот усиливаться при торможении. Первая мысль – плохо отбалансированы передние колеса. Проверили – “по нулям”, а вибрация все равно есть.
Причин этому явлению может быть много, начиная от люфта в рулевой рейке или ступичном подшипнике, выработке тормозных дисков, и заканчивая состоянием шин и дисков. Если например, вибрация явно усиливается при нажатии на педаль тормоза на большой скорости, то практически всегда в этом виновна неравномерная выработка тормозных дисков или их искривление (“диск повело”) из-за сильного перегрева в прошлом. Наличие люфта в рейке или подшипнике можно проверить самостоятельно или на сто, а вот с шинами и дисками не все так просто.
Нарушение балансировки очень часто происходит из-за попадания колес в ямы и выбоины на дорогах. При ударе может сместиться или оторваться грузик, погнуться диск или даже разорваться нить корда в боковине шины (появляется “ шишка” на поверхности). Бывают и более безобидные случаи, когда на внутренней части диска налипает грязь или снежная каша и лед зимой. Тогда нужно просто хорошенько помыть диски на мойке и балансировка восстановится. В любом случае совершенно необходимо регулярно осматривать свои шины и диски на предмет повреждений и каждые 10 тыс. км. пробега проводить балансировку. Делать ее лучше на проверенном шиномонтаже или сто. Качество результата здесь во многом определяется не столько “крутизной” оборудования, сколько опытом и внимательностью мастера.
Диск обязательно должен быть чистым с внутренней стороны, в протекторе шины не должно быть крупных застрявших камней. На балансировочном станке обязательна должна быть установлена программа работы, которая соответствует конкретному типу диска. На разных видах дисков грузики могут устанавливаться в разных местах, это всегда учитывается программой балансира. Перед началом процесса балансировки все старые груза должны быть удалены. Если балансир показывает, что на одну из сторон диска нужно поставить груз массой более 35 грамм, то обычно имеет смысл спустить колесо и провернуть шину относительно диска так, чтобы в конечном итоге масса грузов была минимальна. Иногда таким способом можно добиться отличной сбалансированности колеса вообще без грузиков. Далее, грузики должны быть надежно закреплены, если они самоклеющиеся, то поверхность на которую они будут ставиться нужно обезжирить.
Самый важный момент – любой балансировочный стенд требует регулярного проведения калибровки. Для этого в нем есть специальная программа, процесс этот занимает совсем не много времени и пренебрегать им не стоит. Быстро проверить не врет ли станок в общем достаточно просто – попросите мастера после того как он окончательно отбалансирует колесо, ослабить зажим, провернуть диск на 90 градусов на валу станка и запустить его вновь. Если на экране высветятся нули или плюс – минус 5 грамм (допуск), значит этому балансиру можно доверять.
Следует также внимательно следить за состоянием дисков. Бывают случаи когда балансир может показать нули, а диск при этом имеет явные нарушения геометрии из-за перенесенных ударов. Езда на таких колесах недопустима, так как вызывает не только вибрацию на руле, но и разрушает многие детали подвески автомобиля.